«Взаимоотношения в семье – отражение в ребенке»
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш»
В.А.Сухомлинский
СЕМЬЯ имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Не случайно у детей, живущих в детских домах и других учреждениях интернатного типа, развитие нередко протекает иным путём, чем у тех, кто воспитывается в семье. Их умственное и социальное развитие порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается.
Семья имеет структуру, определённую социальными ролями её членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На их основе складываются межличностные отношения. Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Кроме заботы о детях, они распространяются и на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребёнка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье отца и матери, но и с согласованностью их воспитательных действий.
Для ребёнка очень важны взаимоотношения между членами семьи. Но особенно — понимание того, как взрослые относятся к нему. Разногласия в методах воспитания и межличностных отношениях родителей не дают малышу возможности осмыслить, что хорошо, а что плохо. Когда согласие между родителями нарушается, да к тому же ребёнок слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. Отсюда детская тревога, страхи и даже невротические симптомы.
На развитие ребёнка влияют:
- наследственность — физиологическое и психологическое здоровье родителей, прародителей;
- семейная среда — состояние условий жизни: материальное положение, отношения между родителями, образ жизни и т.д.
- воспитание — психологический климат в семье, методы воспитания, взаимодействие между членами семьи.
Характер эмоционального отношения родителей к ребёнку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность малыша.
Он не только объект воспитательных воздействий со стороны родителей, родственников, старших, но и субъект семейного микроколлектива, который также влияет на жизнь взрослых. Уже с момента рождения ребёнок развивается посредством:
- подражания родителям, родственникам, членам семьи;
- принятия требований родителей и старших;
- сравнения, в процессе которого познаёт себя (самопознание), формирует идеалы, ценностные ориентации, способность ориентироваться в семейной обстановке и социальных обстоятельствах;
- общения, с помощью которого выражает, обогащает и утверждает своё «Я», формирует сознание, нравственные чувства, саморегулирует и самокорректирует свои поступки и поведение;
- самовоспитания как целенаправленной деятельности по усовершенствованию положительных и преодолению отрицательных качеств с помощью самоанализа, самоконтроля, самоубеждения, самовнушения и т.д.
В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделяют три — демократический, либеральный и авторитарный — и соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выглядит следующим образом.
- Демократические родители — инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают детей, часто хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.
- Либеральные родители — импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.
- Авторитарные родители — раздражительные, конфликтные дети. Родители устанавливают жёсткий контроль за поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, часто бывают тревожны, а потому несчастны.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками, а наказывают в основном отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания, низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних, не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ему большую помощь. Однако некоторые мамы и папы могут тормозить, даже нарушать поведение своего сына или дочери, способствуя проявлению у него патологических черт личности. Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие типы воспитания:
1. Потворствующая гиперпротекция. Ребёнок находится в центре внимания семьи, которая стремится максимально удовлетворить его потребности, оберегая от любых трудностей, от плохого влияния, не показывает отрицательные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные хлопоты, не задумываясь о подготовке сына к реальной жизни за порогом родительского дома.
Всё разрешается, всё прощается, нет никаких ограничений. Когда такой ребёнок поступает в школу, он не может наладить отношения с ровесниками, ему нелегко выполнять требования учителя, тяжело учиться. Нельзя приучать ребёнка к тому, что ему всегда отдают самое лучшее, самое вкусное. Пройдут годы, и такие люди, не получая вне семьи доброт, к которым привыкли, будут стремиться взять их любыми средствами, даже подлостью и силой, или ощутят себя неполноценными, обманутыми и несчастными.
- Доминирующая гиперпротекция. Родители отдают ребёнку много сил и внимания, но при этом практически избавляют его самостоятельности, вводя различные запреты и ограничения. Надо отметить, что ребёнок полноценно развивается только в той деятельности, которая вызывает у него интерес и которой он занимается по собственному желанию, а не по приказу родителей. Ограничение свободы автоматически ведёт к ограничению ответственности. Ребёнок перестаёт ощущать себя активным участником семейных отношений, который несёт ответственность за то. чтобы каждому члену семьи было хорошо. Авторитаризм взрослых мешает развитию у него самостоятельности, формирует эгоистичные черты характера. Возможен и другой итог тотальный контроль озлобляет ребенка — взрослыми они начинают бунтовать против родительского влияния, могут пойти на полный разрыв с семьёй.
- Гипопротекция. Гипоопекой называется позиция невмешательства в дела ребёнка. В данном случае он предоставлен сам себе, родители практически не интересуются его делами и не контролируют. Взрослые временами оправдывают такое положение тем, что ребёнок должен расти независимым, раскованным. Но чаще всего их волнует не будущее сына или дочери, а собственный комфорт, они жалеют свои душевные силы. Детям, которые не получили должного внимания в семье, тяжело отличить хорошее от плохого. Имея много свободного времени, они редко тратят его на полезные занятия, зато рано приобщаются к алкоголю и наркотикам, попадают в криминальные компании, проявляют порой труднообъяснимую жестокость к своим детям.
- Жестокое отношение. Среди специалистов нет единодушия в объяснении причин жёстких отношений родителей к детям. Существуют три основные модели насилия: психиатрическая, социологическая, ситуационная.
Приверженцы психиатрической модели считают, что жестокие родители — это больные люди, которым требуется лечение. Большинство из них в детстве также страдали от родительской жесткости.
Социологическая модель объясняет причины жестоких отношений родителей к детям теми нормами и ценностями, которые господствуют в обществе. Если насилие является обычным способом разрешения конфликтов, а физическое наказание считается эффективным методом воспитания, то существует большая вероятность осознанного использования подобных мер в отношениях к детям. Кроме того, причиной этого могут стать бедность и безработица, при которых взрослые своё раздражение сгоняют на слабых — своих детях.
Представители ситуационной модели считают, что основной причиной жестоких отношений к потомкам являются нарушения взаимоотношений в семье. Объектами жестокости становятся младшие по возрасту, а также дети с физическими и психическими недостатками.
Учёные выделяют несколько основных форм жестокого отношения к детям:
- отказ исполнить просьбу сына или дочери в открытой, даже враждебной форме;
- отказ ребёнку в ласке и любви, что выражается в излишней холодности, нежелании или невозможности удовлетворить его потребности в эмоциональной близости;
- неуважение, высмеивание, запугивание угрозой применить насилие.
Психологическая жестокость настолько распространена, что практически ни один человек не вырастает без того, чтобы не ощутить на себе каких-либо её проявлений. Но, к счастью, в большинстве случаев она не бывает настолько сильной и частой, чтобы нанести человеку непоправимый вред.
Однако жестокие отношения с детьми могут иметь следующие последствия: дети перестают доверять всему миру. Растущие в атмосфере зла и боли стремятся оградиться от общества, становятся агрессивными, испытывают трудности в коллективе, школе. Они замкнуты и неуверены в себе, поэтому не пользуются популярностью среди сверстников. В юношестве чаще всего сталкиваются с такими проблемами, как наркомания, алкоголизм, депрессия, суицид, криминальное поведение.
5. Повышенная моральная ответственность. Данный стиль воспитания, с одной стороны, характеризуется высокими требованиями к ребёнку, с другой — пониженным вниманием к его потребностям. Родители чрезмерно озабочены будущим отпрыска, его школьными делами, социальным статусом и престижем. Взрослые обязаны думать о будущем сына или дочери, воспитывать у них самостоятельность и ответственность. Ошибка заключается в том, что это делается рано, в результате чего на слабые детские плечи давит чрезмерный груз. Вспомните, как малыш учится ходить: сначала держась за обе руки взрослого, затем — за одну руку, и только после этого пробует идти самостоятельно. Этот закон — сначала только вместе со взрослым, а затем уже без его помощи — Л.С. Выготский охарактеризовал как «зону ближайшего развития». Сущность его в том, что только через сотрудничество, через общую совместную деятельность могут сформироваться необходимые человеческие качества — от простых навыков самообслуживания до высших моральных и интеллектуальных ценностей.
При повышенной моральной ответственности основные усилия родителей направлены на достижение ребёнком некоторого социального успеха, а его чувства и потребности игнорируются. Такой стиль воспитания формирует у малыша тревожность, недоверие, подозрительность.
6. Эмоциональное отвержение. Социальное развитие ребёнка может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. От качества общения зависят его полноценное развитие и положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. Это, в свою очередь, оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками.
Лишение ребёнка любви и участия взрослого, содержательного общения с ним при разного рода трагических обстоятельствах приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а впоследствии и к задержке психического развития, к потере интереса к жизни.
Упрощённый взгляд на воспитание детей заключается в том, что по сути важны лишь действия родителей, остальное — несущественно. То есть своим поведением взрослые прямо и косвенно определяют развитие детей. Такой взгляд на отца и мать, как на «всемогущих», был характерен для первых психологических теорий, но даже сегодня его разделяют некоторые неопытные родители. Однако большинство учёных рассматривают семью как систему взаимодействующих элементов — родители и дети влияют друг на друга.
Когда мы представляем семью как систему взаимодействующих элементов, становятся очевидными и более тонкие влияния членов семьи друг на друга. Так, например, поведение отца может влиять на взаимоотношения матери и дочери. Из-за требований мужа жене часто не хватает времени, энергии и заинтересованности, чтобы помочь дочери с выполнением домашнего задания. И т.д.
Сама семья включена в качестве элемента в другие социальные системы, которые в свою очередь, воздействуют на семейную динамику. Например, религиозные институты и т.п. Необходимо отметить другое. Современная семья — это саморегулирующаяся система. Она во многом утратила такие внешние регуляторы, как общественное мнение, воля родителей, национальные традиции, правовые и прочие силы давления. Успешность отношений в будущей семье зависит прежде всего от семейных партнёров, их социальных ориентации и личностных качеств, психологических, характерологических особенностей, общности целей и интересов, жизненных стратегий и устремлений и т.п.
Семья и ребёнок — зеркальное отражение друг друга. Поскольку семья оказывает значительное влияние на процесс и результат становления личности, то, естественно, именно ей должны уделять первостепенное значение общество и государство.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Их личности играют существенную роль в жизни каждого. Не случайно к родителям, особенно к матери, мы обращаемся в тяжёлую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, особые, отличные от других. Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Ощущение и переживание контакта с родителями даёт ребёнку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни малыша, любопытство к его детским проблемам, желание понимать, наблюдать за изменениями, которые происходят в его душе и сознании. Нарушение эмоционального контакта для ребёнка — сильный психотравмирующий фактор. Активная забота взрослых, чувство безопасности способствуют, с одной стороны, развитию у маленького человека так называемого базового доверия к миру, с другой — повышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира.
Определяющая роль семьи в формировании ценностных ориентации детей обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс их физической и духовной жизни. Семья для ребёнка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Именно её влияние, особенно в начальный период жизни, намного превышает другие воспитательные воздействия. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются её объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Рекомендации родителям подростка
1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
4. Признание и одобрение со стороны родителей.
5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
9. Сотрудничество с колледжем. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, зав.учебного отделения, зам.директора по воспитательной работе.
10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.
Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Разговор с подростком на взрослом языке
Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.
Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».
Рекомендации родителям
Безусловно, все зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуально. Предлагаем несколько вариантов:
• Создать нестандартную ситуацию, когда подросток ожидает с вашей стороны сопротивление, недоверие, а взамен получает искренность и помощь в решении его вопросов.
• Поддержать одно из увлечений подростка, проявлять заинтересованность в хобби и увлечениях.
• Учредить семейную традицию, когда семья, собираясь вечером вместе, делится событиями, которые произошли с каждым из них в течение дня.
Советы психолога родителям подростков
• Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
• Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что Вы понимаете их.
• Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
• Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
• Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым Вы унизите его самого.
• Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
• Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если Вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
• Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти Вам взаимопонимание с ребенком.
• Если Вы сумеете установить с ним дружеские отношения, то будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.
• Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.
Подсказки для родителей
1. Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.
2. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.
3. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.
4. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается их отход от родителей.
5. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
6. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.
7. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
8. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.
9. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
10. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте...», «Это меня ранит больше, чем тебя...».
11. Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
12. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
13. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
14. Сохраняйте чувство юмора.
Родителям подростков следует знать, что...
Для подростков характерны следующие характерологические реакции:
• Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.
• Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником в учебе, преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. д. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!».
• Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в нарушении поведения , в худшем случае – участием в асоциальных компаниях, совершении правонарушений.
• Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются высоких результатов именно в той области, где слабы. Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие подростки при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, а страдавший заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и выступает на любительских концертах.
• Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в собственном самосознании и принадлежности к группе. Подростки еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» – подростки становятся членами разных неформальных организаций. Группа для подростка становится главным регулятором поведения. Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст подростка, тем больше состав группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается. В возрасте 16-18 лет группа составляет 2-3 человека.
Памятка родителям трудновоспитуемых подростков
• Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.
• Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
• К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
• Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.
• Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).
Рекомендации для родителей «трудных» подростков»
• Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.
• Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.
• Помните, что, прибегая чаще к похвале, Вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.
• Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.
• Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.
• Помните, что являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
• Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.
• Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «негодяй, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.
• Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
• Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.
Помните, что ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.
«Трудный подросток». Что же делать родителям?
Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:
• Замечайте даже незначительные изменения в поведении подростка, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения подростка. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.
• Говорите с ребенком, избегая резких выражений. Разговаривайте с ним, объясняйте, но не ставьте ему условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в его досуг.
• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая ему посильные задания.
• Усильте познавательный интерес подростка. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
• В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.
Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?
• Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
• Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.
• Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
• Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.
• Не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
• Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте из в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.
• Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.
Не секрет, что успешность сдачи
экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы
помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить
несколько советов:
1. Не тревожьтесь о количестве
баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество
баллов не является совершенным измерением его возможностей.
2. Не повышайте тревожность ребенка накануне
экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в
силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и
«сорваться».
3. Обеспечьте дома удобное место
для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
4. Помогите детям распределить темы
подготовки по дням.
5. Ознакомьте ребенка с методикой
подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по
предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для
него письменных и устных экзаменов.
6. Во время тренировки по тестовым
заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
7. Не попрекайте ребенка деньгами,
заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один
стресс.
8. Не обещайте за хорошо сданные
экзамены золотые горы. Мало того что ребенок будет думать во время подготовки
больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом
экзамене ребенок не сможет сконцентрироваться
9. Подбадривайте детей, повышайте
их уверенность в себе.
10.Контролируйте режим подготовки
ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок;
11.Обратите внимание на питание
ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют
работу головного мозга.
12.Накануне экзамена обеспечьте
ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
13.Помните, здоровье вашего ребенка
важнее, чем оценка. Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее,
чем обычно. Атмосфера в семье вообще много стоит, а теперь и подавно. Избегайте
конфликтов и снимайте напряжение. Научите детей верить, что им обязательно
повезет. И не только на экзамене!
14.Не критикуйте ребенка после
экзамена.
15.Помните: главное – снизить
напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для
занятий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий