Учащиеся

Консультация для учащихся 

Учитесь выступать перед аудиторией

Говоря о важности умения выступать перед аудиторией, нельзя не привести важную цитату из книги Д. Карнеги: “Никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить”. Об огромном воздействии слова знают психологи и психотерапевты, особенно те из них, кто работает в области гипнотерапии. Оратор, вызывающий мощное сопереживание у слушателей, является, по сути дела, тем же гипнотизером, причем нередко испытывает такое же ощущение “магического действия”. Не случайно один из американских мультимиллионеров признался на склоне лет, что предпочел бы скорее быть знаменитым оратором, чем знаменитым капиталистом.

Умение хорошо выступать перед аудиторией не передается по наследству; оно скорее достигается умелой тренировкой и практикой. Именно личность человека, его страстное желание хорошо научиться говорить являются, как показали исследования, даже более важными факторами, нежели уровень интеллекта. Причем надо помнить, что чем выше “ранг” вашей аудитории, тем меньше времени вам будет отпущено для завоевания ее внимания и расположения своим докладом. Уметь сообщить все самое важное, заинтересовать и при этом не надоесть — большое искусство. Не случайно у некоторых народов оратору разрешают говорить ровно столько времени, сколько он простоит на одной ноге.

С чего же начинать речь? Если задачу несколько утрировать, то с эмоционального подъема, который должен появиться у вас еще до выступления. Это чувство, свидетельствующее о готовности организма к физическим и моральным нагрузкам, хорошо знакомо, в частности, всем спортсменам. У неопытных ораторов перед началом речи нередко ощущается страх, однако при хорошей предварительной подготовке он проходит практически у всех в первые минуты. Сами же переживания до начала выступления помогают придать речи большую эмоциональность. Ведь когда мы выступаем перед аудиторией, то не только делимся мыслями, но и выражаем свои чувства, или, как модно сейчас говорить, “транслируем эмоцию”.

Существует несколько простых приемов для преодоления своего страха и приобретения чувства уверенности. Карнеги, например, в связи с этим предлагает даже культивировать в себе некоторую “агрессивность” по отношению к слушателям посредством представления, что каждый из присутствующих в зале является вашим финансовым должником. Даже если с волнением справиться не удалось, желательно хотя бы внешне вести себя так, будто вы полностью уверены в себе. Это значит, что не нужно выражать свою тревогу: сбиваться на скороговорку, делать суетливые движения головой, руками, часто переминаться с ноги на ногу. Наоборот, если в начале выступления вы намеренно снизите темп речи, то уровень вашего возбуждения также вскоре уменьшится по механизму обратной связи. За внешней сдержанностью оратора будет просматриваться его богатый внутренний мир.

Другим хорошим средством для преодоления страха может служить то, что у спортсменов называется разминкой. В укромном месте перед выступлением можно сделать несколько энергичных движений, выполнить упражнение дыхательной гимнастики или просто глубоко несколько раз вдохнуть.

Самое главное для преодоления неуверенности — хорошая предварительная подготовка. Это значит, что оратор перед выступлением имеет достаточный багаж мыслей, фраз, а также невербальных средств, которые позволяют ему не только следовать в фарватере развиваемой им темы, но и, следя за реакцией аудитории, развернуть рассматриваемый предмет под другим углом зрения. Многие из вас замечали, когда хороший оратор (например, опытный политик) начинает иногда по “конспекту”, подготовленному его помощником, а затем круто меняет стиль речи и начинает излагать интересующую его проблему “своими словами”. Если вы считаете это импровизацией, то глубоко ошибаетесь. Подавляющее большинство подобных приемов готовится заранее, поскольку политик, начиная выступление, “кожей” чувствует преобладающее в зале настроение и может тотчас перестроиться. Подобная “естественная” гибкость и спонтанность в процессе общения с аудиторией является высшим пилотажем и сразу поднимает оратора на достаточно высокой уровень, даже независимо от содержания выступления. Данный эффект создается, прежде всего, использованием избыточного материала при подготовке к выступлению. Если оратор подготовит лишь тот минимальный объем материала, который необходим для освещения запланированной темы, его речь может показаться слушателям бедной или несоответствующей обстоятельствам. Ведь в процессе подготовки невозможно наверняка знать, какой интеллектуальный багаж будет у слушателей, нельзя и прогнозировать эмоциональную обстановку в аудитории: устанут ли слушатели, какие проблемы их будут волновать, наконец, будет ли светить солнце за окном и т.д. Конечный успех вашей речи будет более результативным, если в процессе выступления вы начнете как бы спонтанно импровизировать на интересующую вас и слушателей тему, нежели, уставясь в текст доклада, монотонно его озвучите.

Одним из важных элементов успеха оратора является его внешний облик, манера держаться, поза. Вот какие рекомендации дает в своей книге П. Сопер: “Ноги слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания”. Кстати, дышать во время выступления надо довольно часто, чтобы произносимые звуки как бы подпирал и выталкивал воздушный столб. Так что воздух при говорении должен выталкиваться не весь сразу, а в зависимости от значения и смысла произносимых фраз. Если вы держите себя спокойно и уверенно, то и легкие будут в достаточной мере наполняться воздухом за время естественных пауз. В конце концов, для ваших слушателей важны не слова сами по себе, а те мысли и чувства, которые вы с их помощью передаете. Жесты, которые используются для усиления излагаемых мыслей, должны всегда немного опережать саму мысль.

Определенное значение имеет также внешний вид оратора. Его одежда должна быть достаточно скромной и аккуратной, чтобы не вызывать возможного удивления либо зависти слушателей. Желательно в связи с этим заранее продумать свой “стиль” с учетом вашей темы и зрительской аудитории.

В процессе выступления необходимо также учитывать психологические мотивы, важные для большинства людей, к которым можно при необходимости обратиться, но не злоупотреблять ими. Вкратце перечислим их: стремление к физическому благополучию, чувство собственного достоинства, стремление к любви и др. Следует сказать, что прямое или косвенное обращение к этим мотивам должно органично вплетаться в общую структуру речи.

Особое внимание следует уделить так называемым иррациональным доводам, основа которых может заключаться в использовании предрассудков людей, их возможном преклонении перед авторитетами, воздействии на чувства жалости или симпатии собравшихся. Подобные способы общения, относящиеся фактически к числу “недозволенных приемов”, широко использовались во всевозможных публичных выступлениях прошлого. Пример: “Как было подчеркнуто в речи Генерального Секретаря ЦК КПСС…”.

Таким образом, умение выступать перед слушателями может явиться для вас очень важным фактором роста и личного развития.

 



Как психологически подготовиться к экзаменам

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической. Готовиться к ней лучше в состоянии относительного покоя. Начинать готовиться к экзаменам необходимо заранее, понемногу, по частям.

Можно научиться выполнять несколько простых упражнений, которые позволят снять внутреннее напряжение, расслабиться и даже слегка улучшить настроение.

Перед началом письменной работы, сесть поудобней, выпрямить спину. Сосредоточиться на словах «Я спокоен», повторить их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.

Перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться. 

 Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение.

Можно попробовать освоить несколько несложных приемов. Выполняется в удобной позе.

1-я фаза (4—6 сек.): глубокий вдох через нос.

 2-я фаза (2—3 сек.): задержка дыхания.

3-я фаза (4—6 сек.): медленный, плавный выдох через нос.

4-я фаза (2—3 сек.): задержка дыхания и т.д.

Упражнение выполняется в течение 2—3 минут.

 Как нужно выглядеть на экзамене

Избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена.

 Как вести себя во время экзамена

Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать. Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, то есть риск вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

 


Советы выпускникам:

Как подготовиться к сдаче экзаменов

Подготовка к экзамену

·Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

·Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

·Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

·Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

·Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

·Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. 

·Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

·Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

·Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

·Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Накануне экзамена

·Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

·В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

·Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа. Во время тестирования

·В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

·Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.

·Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:

·в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "Х" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.

·в заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами).  Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.

·в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.

·Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.

 ·В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

·При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.



 

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

 ·Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

·Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

·Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

·Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

·Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.

·Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном -двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

·Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

·Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

·Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

 ·Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 



 «Стресс - тест».

Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:

1. почти никогда;

2. редко;

3. часто;

4. почти всегда.

 

1. Меня редко раздражают мелочи.

2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.

3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.

4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.

5. Не переношу критики, выхожу из себя.

6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.

7. Все свободное время чем-нибудь занят.

8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.

9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.

10. Страдаю отсутствием аппетита.

11. Беспричинно бываю беспокоен.

12. По утрам чувствую себя плохо.

13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.

14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.

15. Думаю, что сердце у меня не в порядке. 

16. У меня бывают боли в спине и шее.

17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.

18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.

19. Думаю, что лучше многих.

20. Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется.

 

Шкала оценки: 30 баллов и меньше. – Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.

31-45 баллов. – Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, Вы страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова ( то есть у Вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46-60 балов. – Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит Вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит Вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и больше. – Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому Вы подвержены, угрожает и здоровью, и Вашему будущему.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий