Педагоги



Памятка учителям

«Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ»

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать.

Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу». Такие тренировки по выполнению тестовых заданий учащимися позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.

 Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать, причем именно тогда, когда нужно. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета.

Уверенность в себе – это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей. В Ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях – как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале – они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.

2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача – как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем – напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет Вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием – это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым – возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

4. А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с Вами в рамках методического объединения. Возможно, Вам удастся создать для Ваших выпускников своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.

5. Используйте при подготовки такой приём, как работу с опорными конспектами. Опорный конспект – это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта – на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.  

6. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они Вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

· Ритмичное четырехфазное дыхание

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания.

Третья фаза (4-6 сек.). Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

Четвертая фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания. Дышите, таким образом, не более 2-3-х минут.

· Аутогенная тренировка(3-5 минут)

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

Мысленно повторите 5-6 раз «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу «Я спокоен».

Затем снова 5-6 раз произнесите формулу «Левая рука тяжелая».

 Снова повторите мысленно «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!».

Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

 


 

Памятка организаторам проведения ЕГЭ в аудитории.

Успех любой деятельности в значительной степени зависит от условий и организации этой деятельности. Введение экзаменационных процедур, основанных на технологии тестирования, требует учета особых организационных моментов. Проводя анкетирование выпускников 123 образовательных учреждений города, уже сдававших экзамены в форме ЕГЭ, психологи выявили факторы, мешающие им во время проведения ЕГЭ и влияющие на их эмоциональное состояние.

Среди внешних факторов, мешающих работе учащихся, выявлены:

- шум в аудитории;

- негромкий голос организаторов проведения ЕГЭ в аудитории;

- яркая одежда организаторов проведения ЕГЭ в аудитории;

 - стук каблуков.

Рекомендации психолога:

1. Объясняйте правила заполнения бланков последовательно, четко и не спеша, чтобы облегчить учащимся понимание инструкции.

2. Наибольший вред учащимся причинит монотонность Вашей речи. Акцентируйте важные слова как способ привлечения и удержания внимания выпускников. Используйте с этой целью такие приемы, как изменение темпа речи и интонирование. Это придаст выразительность Вашим словам. Если Вы хотите подчеркнуть что-то – уменьшите темп и используйте приемы выразительной речи.

3. Старайтесь дать ответы на все вопросы, заданные учащимися. Перед началом экзамена предупредите выпускников, на вопросы какого характера они могут получить от Вас ответ, и на какие вопросы Вы не имеете права отвечать.

4. Учащемуся, задавшему вопрос, отвечайте индивидуально. Это поможет избежать шума в аудитории, мешающего учащимся сосредоточиться на выполнении задания.

5. Подбирая себе одежду, помните, что какое-либо цветовое пятно может поднять настроение, и наоборот, сочетание некоторых цветов может вызывать раздражение окружающих. Постарайтесь избежать чересчур ярких, кричащих цветосочетаний, слишком вызывающих деталей костюма. Выберите туфли на «мягком» каблуке.

6. Своим поведением во время проведения экзамена показывайте пример выпускникам: сдерживайте свои эмоции. Ситуация экзамена уже сама по себе вызывает эмоциональное напряжение у учащихся. Ваши реакции могут усилить состояние напряженности и беспокойства у экзаменующихся.

7. Во время сдачи экзамена учащиеся находятся в состоянии беспокойства, переживают отсутствие безопасности, нуждаются в подбадривании. Именно поэтому Ваш стиль общения во время экзамена должен способствовать ослаблению отрицательных переживаний учащихся. Проанализируйте свой стиль общения, постарайтесь не стать дополнительной причиной волнения выпускников.

В общении с учащимися психологи рекомендуют следовать нескольким правилам.

Не используйте в общении с учащимися:

угрозы («Если ты не прекратишь ...»). Это может вызвать с их стороны сопротивление, привести к вспышкам раздражения. Выйдя из-под Вашего контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если выпускник вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Скажите о своих чувствах учащемуся, не о нем, а его поведении.

критику («Сколько раз уже говорили...», «Слушать надо было ...»). Такие высказывания негативно влияют на состояние того, к кому обращаются. Под влиянием высказываний такого рода учащийся будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задания. Будьте готовы к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз — многие выпускники просто не слышат напряжения ответы, которые Вы даете другим учащимся, или в силу разных причин пропустили то, что Вы говорили для всех.

мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает»). Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового. Ничего не изменится от того, что они услышат это в «сто первый раз». Если Вы хотите напомнить правило поведения, то предложение лучше спросить в безличной форме: например, стоит сказать: «В ситуации сдачи экзамена разговаривать нельзя».

высмеивание («Не будь лапшой...», «Что за тупица…»), отучивание. Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в своих силах.

уговоры («успокойся, это не важно...»). Подобные высказывания нисколько не поддерживают учащегося. Они говорят лишь о том, что Вы хотите, чтобы учащийся перестал испытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент.

Такими высказываниями Вы продемонстрируете лишь уход от разговора.

 Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре с учащимися.

Лучше озвучить чувства учащегося: «Я понимаю тебя, ты тревожишься (переживаешь, расстроен...)» и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.

Не забывайте, что главное препятствие на пути эффективного общения – это автоматические ответы. Поэтому старайтесь уточнить трудности, возникшие у учащегося, при помощи наводящих вопросов.


 

 

🔥ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ🔥

Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен американским психологом Фрейденбергером в 1974 году. Этим словом он описывал деморализацию, разочарование и крайнюю усталость, которые наблюдал у врачей и психологов, работавших с тяжелыми, острыми и кризисными ситуациями.

Если рассматривать вопрос шире, то можно сказать, что «синдром выгорания» свойственен в той или иной степени всем, кто помогает людям в горе. Как правило, развивается он постепенно и протекает в каждом случае индивидуально. Например, у человека умирает родственник, друг скорбящего буквально бросается ему на помощь. Но через некоторое время его энтузиазм ослабевает, хотя он продолжает дальше помогать горюющему, правда, уже буквально заставляя себя. Проходит еще какое-то время, и помогающий начинает раздражаться, а потом срываться, злиться на скорбящего. В некоторых случаях это заканчивается ссорами, раздорами, обидой.

Обычно эмоциональное выгорание сопровождается следующими симптомами:
· Частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
· Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
· Чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после пробуждения (симптом хронической усталости);
· Снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды, общая астенизация (слабость, снижение активности);
· Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
· Общая негативная установка на перспективы (пессимизм).
· Ощущение, что оказывать помощь становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять действия для ее оказания — все труднее и труднее;
· Чувство бесполезности, неверие в улучшение, безразличие к результатам;
· Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
· Чувство гиперответственности и постоянный страх, что «не получится» или «не справлюсь»;
· Невыполнение важных, приоритетных задач, «застревание» на мелких деталях;
· Дистанцированность от нуждающегося в помощи;
· Грубое, негуманное отношение к тому, кому оказывается помощь.


Конечно, по одному симптому не следует судить о наличии выгорания. Но если вы заметили у себя несколько из перечисленных признаков, которых ранее не наблюдалось, следует задуматься о своем состоянии. Кроме того, о выгорании могут (но не обязательно должны) говорить такие телесные проявления, если они не обусловлены другими заболеваниями:
· Частые беспричинные головные боли;
· Постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
· Резкая потеря или увеличение веса;
· Полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
· Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
· Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
· Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Наличие или интенсивность этих симптомов может меняться в зависимости от степени и стадии выгорания.
Как же избежать выгорания?
Главная профилактика выгорания – знание о его существовании и самоконтроль. Нужно помнить, что при любых личностных деформациях выгорание наступает быстрее. Так, например, неумение планировать свое время приводит к переутомлению. А утомление в свою очередь — к усталости и более быстрому выгоранию.





Проблемы и трудности учителя в работе с одаренными детьми
Выявление, обучение и воспитание, поддержка одаренных, талантливых детей - одна из основных задач сегодняшней системы образования.
Поэтому именно в школе, на школьной скамье должны закладываться основы развития творческой, думающей, самостоятельной личности. Можно с уверенностью сказать, что каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на все свои вопросы в различных областях знаний. Но надо заметить, что таких детей среди учащихся у нас не так много. Значит, так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, претворить в жизнь мечты, вывести на дорогу поиска в науке и жизни, помочь им социализироваться.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо только заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, сияющую, полную сил звезду.
 «Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
«Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

В связи с этим, педагогический коллектив сталкивается часто с рядом проблем и трудностей при развитии одаренности обучающихся, основными из которых являются:
- создание условий для развития одаренности и сохранения психического (психологического, психосоматического) здоровья одаренного ребенка;
- расширение пространства жизнедеятельности учащихся на каждой ступени обучения;
- создание многоступенчатой модели социализирующего пространства, обеспечивающего индивидуальность траектории развития на каждой ступени обучения.

Конечно, не каждому учителю под силу работа с одаренными учениками, поэтому такие ученики могут появиться только у тех учителей, которые сами хорошо подготовлены к нелегкому труду с одаренными детьми. В памяти каждого школьного учителя навсегда остаются ученики, которые выделялись своими яркими, иногда даже выдающимися достижениями в учебе. Учителя гордятся такими детьми.
И от учителя и от ученика работа с одаренным ребенком требует очень большой отдачи. От учителя - очень большого терпения, испытания на прочность его личности, самоуважения, но стоит заметить, что любой учитель должен быть благодарен судьбе за то, что ему посчастливилось работать с одаренными учениками. И, конечно же, работа с одаренным ребенком оставит в педагогической деятельности учителя незабываемый след.
Постоянно находящийся в поиске чего-то нового, неординарный, удивительный ученик обогащается новыми знаниями, растет, развивается, но и такого же развития, роста, качественного изменения он требует и от своего наставника.
Так как различны особенности одаренных детей, поэтому каких-то единых правил по работе с ними еще никто не придумал, да и они никак не могут быть одинаковы для всех детей.
Но учителю, работающему с одаренными детьми, необходимо выучить все особенности характера и поведения своего воспитанника и постараться принять быструю смену его настроения, его нежелание подчиняться всем, принимать все сказанное учителем, его привычки по поведению на занятиях, неумение выслушивать своих сверстников, высказывать свое суждение, мнение, когда оно не нужно, его замкнутость. Большие и серьезные психологические и педагогические трудности испытывает учитель при работе с этим необыкновенным ребенком. Он должен развивать в себе особую педагогическую интуицию, постоянно расширять свой кругозор.

То, чем отличается одаренный ученик от своих сверстников, так это его самооценка, которая может быть очень разной: или она слишком завышена или наоборот. Здесь уместно вспомнить слова древнегреческого философа Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка для выполнения своей основной работы: учебы.
Роль учителя, работающего с одаренным ребенком, для которого свойственны перепады в его самооценке, - заставить ученика поверить в то, что он обладает неординарными, свойственными только ему возможностями для учебы. Если учитель не может это сделать, не старается установить контакт с ребенком и испытывает раздражение от общения с ним, то для такого педагога не стоит вообще начинать работать с вундеркиндом, так как ни к чему хорошему это не приведет.


Комментариев нет:

Отправить комментарий