Частая ситуация: учитель жалуется родителям – ребенок в школе не проявляет никакой вовлеченности в процесс, скучающе смотрит в окно, ворон считает… Что это: нарушение мотивации или неврологическая проблема?
Речь идет о
таком явлении, как школьная дезадаптация, или неприспособленность ребенка к
школе, неготовность к ее правилам и вызовам.
Традиционно
школьная дезадаптация фиксируется в период трех основных кризисов, с которыми
сталкивается школьник. Первый кризис связан с переходом в первый класс,
влекущим за собой кардинальные изменения его жизненного уклада. Второй кризис
может случиться при переходе в пятый класс, когда из класса с одним классным
руководителем ребенок попадает в новую систему образования – с большим
количеством учителей-предметников и нагрузки. Третий кризис может произойти в 9-10 классе.
· пространственно-временная
сфера: ученику трудно привыкнуть к школьному расписанию и местности, из-за
чего он не собран и пребывает в растерянности
· личностно-смысловая
сфера: ученик испытывает трудности в коммуникации со сверстниками и преподавателями
· учебно-познавательная
сфера: ученик не успевает по предметам, испытывает трудности в обучении.
· хроническая
усталость и вялость
· скачки
давления
· высокая тревожность
· появление
неудовлетворительных оценок
· утрата
интереса к обучению
· низкая
самооценка
· страх
форм контроля (тестов, контрольных, вызовов к доске)
· отказ
отвечать у доски
· прогулы
· конфликтность
Различные
переходные периоды, будь то поступление в начальную школу, переход в среднее
звено, смена классного руководителя, смена учебного учреждения, проблемы в
семье, могут спровоцировать дезориентированность подростка. Возможные причины
можно условно разделить на три группы, тем не менее, не стоит забывать, что,
как правило, дезадаптация проявляется при наличии сразу нескольких факторов.
· Биологические
причины
К ним
относятся наличие хронических заболеваний, патологии нервной системы, задержки
психического развития
· Психологические
причины
Они возникают
в случаях аномального типа семейного воспитания. Когда ребенок сталкивается с
очень жесткими требованиями к себе или, наоборот, со вседозволенностью. Часто
причиной дезадаптации становится отсутствие у ребенка информации о том, что его
ожидает. Очень важно, чтобы семья подготовила ребенка к мягкому безболезненному
переходу в новую жизнь, приучила к интеллектуальному труду, приходящему на
смену игровым интересам.
· Социальные
причины
К ним
относится специфика учебного процесса, не всегда учитывающая особенности
ребенка. Жесткость социальных стандартов поведения в школе, перегруженность
школьной программы, излишняя строгость и требовательность нового окружения
также могут стать причинами дезадаптации.
Если не
среагировать на трудности школьника в ходе учебного процесса, последствия могут
быть следующими:
· Поведенческие
Ребенок
становится раздражительным, нервозным, быстро утомляется.
· Психологические
При ощущении
угрозы извне у ребенка или подростка может сработать свой защитный механизм как
реакция на стресс (заторможенность, агрессия, избегание и т.д.). Он может
начать тем или иным образом саботировать требования учителя – вступать с ним в
активную или пассивную конфронтацию.
· Физиологические
Хронический
стресс может вылиться в физические недуги: головные боли, расстройства пищевого поведения, язвенная болезнь,
псориаз, болезни сердца и др.
· Осознание
проблемы
Если родитель
заметил признаки школьной дезадаптации, следует продолжить наблюдать за
поведением ребенка, аккуратно задавать ему наводящие вопросы о том, какие
чувства он испытывает по поводу школы, преподавателей, домашних заданий.
· Обсудить
проблему с другими участниками процесса
Параллельно
следует обратиться с проблемой к преподавателю и педагогу-психологу. У них есть
целый арсенал методов, чтобы установить школьную дезадаптацию.
· Помнить
о важности системного подхода
Залог успеха –
включенность всех членов образовательного процесса – и педагогов, и психологов,
и, конечно, самих родителей, – в решение проблемы.
· Фокус
родителей – на ребенка
Родители, со
своей стороны, должны взять на себя контроль усвоения школьной программы, а
также совместно с психологом обсудить и найти способы подбадривания и мотивации
ребенка.
· Помнить
– интерес ребенка там, где успех
Пока родители
трудятся «в тылу», в школе преподаватель должен создавать для школьника
ситуации успеха. Цель, к которой должны стремиться как родители, так и педагоги
– возрождение учебной мотивации, доказательство ребенку, что обучение – это
интересно.
· Не
школой единой
Еще одна зона
ответственности родителей – давать ребенку качественный отдых. Развитие новых
увлечений, общение в кругу семьи, пребывание на природе – то, что нужно
ребенку, чтобы отдохнуть от школьной рутины.
Школьная
дезадаптация – довольно частотная, а значит, изученная проблема, и потому есть
много превентивных способов помочь детям ее избежать.
· своевременный
контроль усвоения материала
Интересуйтесь
у ребенка, что происходило на уроках, какие предметы нравятся, а каких
контрольных он боится.
· отказ
от сравнения своего ребенка с другими
Очень важно,
чтобы вы видели в своем ребенке личность, у которой свой путь. Стоит избегать
обсуждения сверстников, особенно в сопоставительном ключе.
· акцент
на те моменты, где он превзошел самого себя
Ничто не
мотивирует лучше, чем победа над самим собой в прошлом.
· отказ
от транслирования ребенку своих ожиданий
Не стоит
ждать, что он превзойдёт вас в областях, где вы не были успешны. У него свой
путь! Пусть он будет ничем не обремененным.
Из позиции
заботливого и внимательного родителя можно легко помочь ребенку преодолеть
школьную дезадаптацию. Следует помнить, что любое эмоциональное проявление в
отношении ребенка является закреплением той деятельности, которую он выполняет.
Он улавливает малейшие как позитивные, так и негативные оценки, поэтому следует
фильтровать их и учиться быть поддерживающим взрослым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий