Сейчас такая ситуация, что многие
школьники оказались дома. Карантин. Школы прекратили работу. И ситуация такова,
что, действительно, лучше соблюдать рекомендацию реже выходить из дома; хотя
ваши дети, особенно если они подростки, будут рваться на улицу, захотят
использовать это время, чтобы встречаться с друзьями. Им кажется, что эти
внеплановые каникулы жалко проводить дома и можно использовать их более
приятным и полезным, с их точки зрения, образом.
❎ Поговорите
с подростком, объясните, почему возникли эти «каникулы».
Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у
него какие-то страхи по поводу этого вируса. Если у подростка есть какие-то
страхи, обсудите с ним то, чего он боится. Но в этом разговоре важно не
напугать подростка, не передать ему свои страхи и тревоги, если они у вас есть,
и тем самым увеличить его страхи, а заодно и свои. Страхам подростка можно
противопоставить простую понятную ему информацию: вирусы есть всегда, почти
каждый год бывают эпидемии гриппа, когда на карантин закрываются классы или
школы в каких-то регионах страны, люди болеют, подавляющее большинство
выздоравливают без последствий.
❎Обратите внимание подростка на важность соблюдения
правил гигиены (мыть руки, умываться, пользоваться средствами дезинфекции для
рук, носить перчатки на улице, протирать телефон и другие гаджеты влажными
салфетками).
— Не давите на своего ребенка, не
контролируйте каждый его шаг, не напоминайте по сто раз про то, чтобы помыл
руки, — это может привести к негативным последствиям:
1) например, вызовет протестные реакции,
приведет к конфликтам, подросток перестанет вас слушать, будет игнорировать
любую, даже самую важную, информацию, если она исходит от вас;
2) если подросток тревожный,
чувствительный, это так сильно повысит уровень его тревоги, что он
«зафиксируется» на мытье рук, проверке, протерты ли гаджеты, и др., и это может
привести к формированию навязчивых мыслей и действий или к каким-то другим
тревожным расстройствам.
— Покажите подростку, что правила гигиены и
другие необходимые правила — это то, что делают и соблюдают какие-то
значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты.
Их пример, может быть, более значим для
подростка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно, а чего
делать не стоит.
❎Во время карантина важно поддерживать привычный
режим дня, иначе подростку будет сложно вернуться к учебному ритму, когда
карантин закончится. Важно, чтобы подросток вставал и ложился в привычное
время, не оставался в кровати большую часть дня.
❎Обсудите с подростком, какими делами он мог бы
заняться во время этих неожиданных каникул. Составьте список того, что нужно и
хочется сделать. В качестве необходимых дел в список могут быть включены
подготовка к экзаменам, занятия с репетиторами по скайпу, физические упражнения
(зарядка или какие-то другие спортивные упражнения, которые можно выполнять
дома), домашние обязанности. А в качестве желаемых в список могут попасть
общение с друзьями с помощью тех же гаджетов, фильмы, компьютерные игры, музыка
и др. Может быть, ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть
на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. Этому можно научиться с
помощью уроков, выложенных в Интернете. Хорошо
было бы составлять план на день, чтобы день был структурирован.
Структурирование дня делает его проживание осмысленным, вам и вашим детям
понятно, на что вы и они потратили время, что сделали за день, за что себя
можно похвалить и чем можно быть довольным.
❎Если дома оказались несколько человек, то важно,
чтобы каждый имел время для автономного существования, когда каждый занимается
своими делами. Уметь быть отдельно — не менее важное умение, чем быть вместе.
❎Если вы и ваш ребенок оказались дома, то можно
использовать это время, чтобы больше общаться друг с другом. Обсудите с
подростком, чем он хотел бы заняться с вами, что он может предложить в качестве
совместного занятия. Может быть, вы вместе посмотрите какой-то фильм или
сериал, прочитаете или послушаете какую-то книгу, а потом обсудите это вместе.
А может быть, вы вместе приготовите какое-то новое интересное блюдо. Или
сыграете в интересную настольную игру. Или просто поговорите по душам,
вспомните что-то приятное, какой-то совместный приятный опыт. Такое общение
очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий